КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОВ.
Приближается Великий праздник – День Победы!
Самый надежный источник, из которого ребенок может почерпнуть знания об этом
таинственном событии - семья. И вот перед взрослыми неожиданно встает важная и
сложная задача: как объяснить юному человечку, что такое Великая Отечественная
война, и чем она отличается от остальных войн. На первый взгляд задача эта
кажется простой только, на самом же деле, мировосприятие и мироощущение ребенка
очень сильно отличается от мировосприятия взрослого.
Поэтому многие вещи,
ребенку необходимо объяснять отдельно, чтобы он смог осознать суть и смысл
Вашего рассказа. О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и
выбудете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы,
рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в
ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него
свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет
ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете
показать ребенку памятные мемориалы, по возможности, отвести его к Вечному огню
и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Если в живых есть бабушки и дедушки,
видевшие войну своими глазами, можно совместить приятное с полезным – навестить
их и выслушать их воспоминания о военных днях. Таким образом, Вы не только
расширите кругозор своего ребёнка, но и дадите возможность ему гордиться и уважать
своих бабушек и дедушек. В разговоре с маленькими детьми не стоит, конечно,
подробно говорить о ужасах войны, о концлагерях. Ваша задача – не напугать
ребенка, дав ему пищу для неврозов и ночных кошмаров, а просветить. Говоря о
блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать,
что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить
еду, и жители города вынуждены были голодать. Первое, что Вам следует объяснить
ребенку - это то, что специального места для проведения военных действий нет.
Полем боя может стать любое место на земле, будь то ненаселенное место или
населенный пункт. Фронт - это совокупность всех полей боя. Фронт сдвигается в
ту или иную сторону в зависимости от того, чья армия наступает, а чья,
соответственно, отступает. Линией фронта называют линию на карте, которая
разделяет территории, контролируемые армиями. Но в реальности никаких линий,
прочерченных на земле, либо обозначенных столбиками нет. Тыл - это тоже не
специальное место, где трусы прячутся среди заводских труб, а всего лишь
территории, расположенные далеко от линии фронта.
Ребенок уверен, что сражаются на войне
только Солдаты и Партизаны. Солдаты - люди, обученные в Армии, чтобы защищать
страну (либо обученные во Вражеской Армии нападать на чужие страны). Партизаны
- люди, которых не взяли в армию по какой-то причине, но которые тоже хотят
защищать страну. Солдаты сражаются с врагом лицом к лицу, партизаны нападают из
леса, прячась за кустами и деревьями. Всё остальное население страны в военных
действиях не участвует. Расскажите ребенку, что солдаты, уходящие на фронт -
это и есть самые обычные граждане страны, которые отправились защищать свои
семьи. Что партизаны - это люди, которые, вместо того, чтобы бежать прочь,
когда линия фронта приблизилась к их жилищам, спрятались в окрестных лесах и
вносили свой вклад в борьбу с врагом. Что по всей стране - хоть в тылу, хоть в
прифронтовых областях - люди работали изо всех сил, чтобы обеспечить армию
необходимым оружием, снаряжением, припасами. Работали не только взрослые и
старики, но даже дети постарше. Объясните, что вся страна, от мала до велика, в
меру своих сил и возможностей, приняла участие в этой войне. Именно поэтому и
победа является заслугой не только армии, но всей страны. По мнению ребенка,
враги - это единый неделимый монолит. Раз война велась с Германией, значит все
жители страны - враги. И их потомки - современные немцы - тоже враги, только
наказанные и присмиревшие. Ребенку невдомек, что Германия как раз и была первой
страной, захваченной и порабощенной нацистами, что как раз именно Германия
больше всего пострадала от нацистских зверств. Вам придется четко разграничить
Германию как страну и нацистов как приверженцев безумной и страшной идеи.
Объясните ребенку, что даже сами жители Германии пытались, как могли,
сопротивляться нацистам во главе с их вождем Гитлером, что много хороших людей
погибло, пытаясь остановить его и не дать развязать страшную войну со всем
остальным миром. Что многие немецкие солдаты шли на фронт не потому, что были
злобными и плохими, а потому, что их заставили. Ребенок должен понять: Германия
- обычная страна, немцы - обычные люди. А вот нацисты - плохие, они и есть
настоящие враги. И именно с ними воевал весь мир, даже сами немцы. Именно
поэтому говорится не о победе над «Германией» а о победе над «Фашистской
Германией», это два совершенно разных понятия. Ребенок уверен, что какие-то
особые причины для того, чтобы начать войну, не нужны. Враги нападают потому,
что они враги. Набрали достаточно оружия и солдат - и напали. Это естественное
поведение для врага, по-другому враг не может. Цель любого врага - завоевать
другие страны. Ради чего ведется это завоевание, ребенок не задумывается. Вам
придется, прежде всего, объяснить ребенку, что любая война ведется не просто
так, а ради какой-то цели. Одни войны ведутся, чтобы присвоить богатства
соседей. Другие - чтобы присоединить к своей стране часть соседской территории.
Иногда войны начинаются потому, что поссорились правители государств, или
потому, что правительство одного государства считает, что правительство другого
государства делает что-то отвратительное и недопустимое. И только эта война
была особенная, потому что нацистов возглавлял правитель, который хотел вовсе
не богатств, земель и власти. Он собирался убить всех людей, которые выглядят
не так, как он считал правильным. Людей убивали за цвет глаз и волос, за форму
носа. За имя. За национальность. Именно из-за того, что нацисты убивали людей
тех национальностей, которые считали недостойными жить, они и получили свое
название. А в результате опасность угрожала всему миру. В каждой стране были
люди, которых нацисты захотели бы убить. Поэтому победа в этой войне так важна
для всего мира и для нашей страны в частности. И, наконец, последний - по
порядку обсуждения, но не по значимости - вопрос, который следует разъяснить
ребенку. Почему война носит название Великая Отечественная. Хотя ответ очевиден
для взрослого, ребенку нужно объяснить происхождение каждого слова.
Постарайтесь не объяснять происхождение названия сами, а, разъяснив ребенку
значение слова «отечество», предложить ему подумать, почему война называется
именно так. Это очень хороший способ закрепить результаты беседы и убедиться,
что ребенок понял Ваш рассказ правильно.
Пройдут годы. Ваш повзрослевший
ребёнок посадить на колени своих детей и расскажет им о войне. История будет
продолжать жить в наших детях.
Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть
вместе с ребёнком мультфильм о ВОВ
Наталья Васильевна, добрый вечер. С праздником Вас! Спасибо за доступный материал. Думаю у родителей не возникнет трудностей как рассказать о ВОВ.
ОтветитьУдалить