Когда в
семье появляется малыш, мама не
задумывается о том, правша он или левша. И действительно, ведь в младенчестве
здоровые дети растут
и развиваются одинаково, ничем не отличаясь друг от друга. Но постепенно с
взрослением малыша родители начинают понимать, что их ребенок не совсем такой,
как все дети – они замечают, что их малыш – левша.
Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как
мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности
написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Мало кто
знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней
леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей.
Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут
справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и
взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме
выразить свое восприятие мира. Родителям вместе с детьми стоит прочитать это
произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу. Если такому малышу
не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет чувствовать себя
в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в заколдованном мире,
где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь ребенку приспособиться
к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения протекал безболезненно.
Но
педагогам и родителям следует отличать два термина «леворукость» и «левшество».
Левшество ребенка
закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг
человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует левое
полушарие, а преобладающей является правая рука, нога, глаз, ухо.
Левшество – результат особого
устройства мозга, индивидуальная особенность ребёнка, а значит, её нужно просто принять, а не ломать и
пытаться перестраивать. Часто это генетически обусловлено, т.е., носит наследственный характер.
Ребёнок определяется с ведущей рукой к 4 годам. Следовательно, если годовалый малыш берёт игрушку левой рукой, а двухлетный – рисует двумя, это ещё не повод для беспокойства. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.
Ребёнок определяется с ведущей рукой к 4 годам. Следовательно, если годовалый малыш берёт игрушку левой рукой, а двухлетный – рисует двумя, это ещё не повод для беспокойства. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.
Но
иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга или в период раннего развития ребёнка, после перенесённых нейроинфекций или травм головы происходят некоторые
изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя
ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука. И тогда мы говорим
о «леворукости».
Необходимо
ли переучивать ребенка?
Ни в коем
случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а
делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для малыша
могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то
это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга.
При переучивании психика малыша становится все более неустойчивой, и чем
настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок.
Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в
физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. У переученных
левшей нарушается сон и аппетит, возможен энурез – недержание мочи, заикание,
проблемы с пищеварительной системой и другие весьма неприятные последствия. И
это уже не простые слова, а многолетние исследования в области нейропсихологии
и нейрофизиологии. Таким образом, на
вопрос, переучивать левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае
нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и
других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга.
Конечно, при развитии и обучении леворукие дети
испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям
обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким
малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.
Не следует заострять внимание на левшестве ребёнка. Ни
он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае
у ребёнка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный
сценарий неудачника.
У леворукого ребнка часто бывают проблемы с речью:
задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения.
Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук.
Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод –
массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны
для тренировки различные пальчиковые игры. Эти игры нужно проводить, работая
поочерёдно с пальцами обеих рук. Для развития мелкой моторики рук также
полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус.
Пусть дома ваши дети побольше рисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати,
для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка
правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что
обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не
режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
Также незаменимыми при подготовки ребёнка к школе будут
упражнения на развития графических навыков (ребёнок должен в дошкольном
возрасте научиться держать уверенно карандаш, «видеть» клетку, ориентироваться
на листе бумаги). Это поможет избежать многих трудностей у леворукого ребёнка в школе.
Какие именно трудности
возникают у ребёнка при письме?
Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец
написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже
написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим
наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно
(хотя в моей практике случались и исключения и этого утверждения). Не следует
требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение
должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При
письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и
читает справа налево.
Если ваш леворукий
ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что педагог ему снижает оценки
за каллиграфию при письме, то это неправомерно. Подобная ситуация оговаривается
в методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые
до настоящего времени никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете
в переучивании левшей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка
ребенка-левши.
Советы
родителям ребенка-левши.
1. Не
переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш
ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и
помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.
2. Если ваш
ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не
наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность
его головного мозга.
3. Левши -
дети творческие, и их фантазия просто безгранична. Не смейтесь над его
небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он
был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так
далее.
4. Помните, левша
мыслит и запоминает образами, поэтому во
время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные
пособия, не пытайтесь дать ребёнку новые знания без наглядности. Речевую
инструкцию левши запоминают очень плохо.
5.
Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения,
где большое количество детей. Это связано с тем, что они с трудом подчиняются
жестким правилам.
6. Как можно
раньше научите ребенка-левшу правильно держать карандаш. Давайте ребёнку возможность как
можно больше раскрашивать, рисовать, обводить, штриховать. Воспользуйтесь
специальными прописями для левшей.
7.
Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не
наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к
желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к
детским психологам за помощью и консультацией.
Заключение.
Если ваш
ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и другие
особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не привив
своему малышу комплексы. История знает огромное количество гениальных людей,
которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности,
создали свои вечные шедевры. Среди таких людей множество ученых, композиторов,
художников, писателей, полководцев и президентов, актеров и других. Левшами
были Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикассо и Микеланджело, Леонардо да
Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам Линкольн и
Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие. Согласитесь, при таком
внушительном звездном списке, наверно, не так уж и плохо быть левшой! Обратите
внимание, и возможно, в вашем ребенке-левше скрыты какие-то таланты, которые
ему необходимо помочь развить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий