Заикание – весьма распространённая
речевая аномалия (около 2% детей имеют заикание). Это сложное речевое нарушение
является в большинстве случаев очень мучительным, т.к. речь постоянно прерывается
внезапными, не зависящими от говорящего, паузами, остановками или повторами
звуков, слогов. А иногда слов.
Далеко не все родители знают, отчего
возникает заикание и что необходимо предпринять, если оно возникло.
Большинство мам и пап считают, что заикание возникает в результате испуга. И в первую очередь везут своего малыша к так называемым «бабкам», чем могут спровоцировать большие запинки. Просто напросто малыш может испугаться ещё сильнее непривычной обстановки, незнакомого, немного странного человека.
Большинство мам и пап считают, что заикание возникает в результате испуга. И в первую очередь везут своего малыша к так называемым «бабкам», чем могут спровоцировать большие запинки. Просто напросто малыш может испугаться ещё сильнее непривычной обстановки, незнакомого, немного странного человека.
Как правило, заикание возникает у детей
в возрасте от 2 до 5 лет. И главной причиной является предрасположенность
нервной системы к его появлению. Т.е. сам испуг не является причиной появления
запинок. Ведь далеко не все дети, испугавшись собаку, начинают заикаться. Если
у кого-то из родителей когда-то была данная речевая проблема, малыш в группе
риска. Тогда говорят о наследственной предрасположенности нервной системы к
появлению заикания.
Кроме наследственной отягощённости можно
выделить ещё множество причин, провоцирующих запинки судорожного характера.
Бывает, что заботливые родители сами виноваты в появлении заикания. К
сожалению, часто взрослые, чрезмерно заботясь о речевом развитии своего малыша,
слишком много читают ему рассказов, стихов не соответствующих возрасту,
заучивают сложные для понимания и произнесения ребёнком тексты. А нервная
система ребёнка ещё не готова к таким перегрузкам. Вот пример, который приводит
в свое статье Н.А. Чевелёва:
«Молодые родители привели на
консультацию трёхлетнего малыша, который по их словам без видимых причин начал
вдруг заикаться. И мать и отец наперебой утверждали, что дома у них спокойная
обстановка, ребёнок весьма обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с
ним ласково. Мальчик растёт весёлым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда –
ребёнок начал заикаться и очень переживает это сам. В беседе с мальчиком
выяснилось, что у него есть некоторые недостатки произношения звуков речи.
Малыша попросили рассказать какое-нибудь стихотворение. Вдруг ребёнок начинает
захлёбываясь, бормотать что-то невразумительное. Позже начали узнаваться
искажённые слова «Анчара» А.С. Пушкина. Понятно, что как бы ни был развит
ребёнок, ему, трёхлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять:
«Природа жаждущих степей его в день гнева породила…» и т.п. А родители малыша,
гордо, счастливо улыбались, не подозревали того, что сами стали причиной
появления заикания у своего сына. Они, и вправду, из самых добрых побуждений
старались развивать речь ребёнка, стремились воспитывать его на русской
классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для
его возраста стихотворений?!»
Родителям необходимо помнить, что в
раннем детском возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: у него не
развито в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он
недостаточно владеет грамматическими средствами языка. Правильно выговаривать все звуки ребёнок
начнёт только осле четырёх лет, когда мышцы артикуляционного аппарата окрепнут.
Часто встречается и другая крайность,
когда родители совсем не участвуют в развитии речи своего малыша, считая, что она сама по себе разовьётся. Они не
читают детских книг ребёнку, не находят времени на обычные беседы с ним. Тогда
возникает отставание в речи малыша, фразовая речь не развивается, словарный
запас ограничен. При этом мыслительные способности ребёнка превышают его
речевые возможности. Ребёнок не может высказать собственную мысль, подобрать
правильное слово. В момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы,
остановки. Вначале эти запинки несудорожного характера, но впоследствии они
могут перейти в стойкий дефект –
заикание.
Чтобы избежать этого родители должны
очень умел, постепенно развивать речь ребёнка (читать детские произведения,
просить пересказать их, задавая наводящие вопросы при необходимости).
Также опасна для малышей и перегрузка
впечатлениями, которые вызываю эмоциональное перенапряжение ребёнка.
Впечатления эти могут быть как положительного характера, так и отрицательного.
Но опять-таки, не все дети начинают заикаться, пережив сильную эмоциональную
нагрузку. А для малыша, имеющего слабую нервную систему, даже катание на
весёлой и быстрой карусели может быть опасно. Или постоянные скандалы
родителей, строгие наказания, запугивания, побои у нервных и впечатлительных
малышей вызывают заикание.
Кроме того, заикание возникает и по
подражанию. Постоянно общаясь с заикающимися людьми, здоровый малыш начинает
воспроизводить всё те же запинки.
Таким образом, можно сделать вывод, что
часто виноваты сами родители в появлении заикания у ребёнка. А вот, что нужно
делать при первых признаках данной речевой патологии вы почитаете в другой
статье моего блога «Памятка родителям заикающихся детей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий