суббота, 25 апреля 2015 г.

ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ.




Заикание – весьма распространённая речевая аномалия (около 2% детей имеют заикание). Это сложное речевое нарушение является в большинстве случаев очень мучительным, т.к. речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего, паузами, остановками или повторами звуков, слогов. А иногда слов.

Далеко не все родители знают, отчего возникает заикание и что необходимо предпринять, если оно возникло. 
Большинство мам и пап считают, что заикание возникает в результате испуга. И в первую очередь везут своего малыша к так называемым «бабкам», чем могут спровоцировать большие запинки. Просто напросто малыш может испугаться ещё сильнее непривычной обстановки, незнакомого, немного странного человека.
Как правило, заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. И главной причиной является предрасположенность нервной системы к его появлению. Т.е. сам испуг не является причиной появления запинок. Ведь далеко не все дети, испугавшись собаку, начинают заикаться. Если у кого-то из родителей когда-то была данная речевая проблема, малыш в группе риска. Тогда говорят о наследственной предрасположенности нервной системы к появлению заикания.
Кроме наследственной отягощённости можно выделить ещё множество причин, провоцирующих запинки судорожного характера. Бывает, что заботливые родители сами виноваты в появлении заикания. К сожалению, часто взрослые, чрезмерно заботясь о речевом развитии своего малыша, слишком много читают ему рассказов, стихов не соответствующих возрасту, заучивают сложные для понимания и произнесения ребёнком тексты. А нервная система ребёнка ещё не готова к таким перегрузкам. Вот пример, который приводит в свое статье Н.А. Чевелёва:
«Молодые родители привели на консультацию трёхлетнего малыша, который по их словам без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать и отец наперебой утверждали, что дома у них спокойная обстановка, ребёнок весьма обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково. Мальчик растёт весёлым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда – ребёнок начал заикаться и очень переживает это сам. В беседе с мальчиком выяснилось, что у него есть некоторые недостатки произношения звуков речи. Малыша попросили рассказать какое-нибудь стихотворение. Вдруг ребёнок начинает захлёбываясь, бормотать что-то невразумительное. Позже начали узнаваться искажённые слова «Анчара» А.С. Пушкина. Понятно, что как бы ни был развит ребёнок, ему, трёхлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…» и т.п. А родители малыша, гордо, счастливо улыбались, не подозревали того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они, и вправду, из самых добрых побуждений старались развивать речь ребёнка, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?!»
Родителям необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: у него не развито в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас беден, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.  Правильно выговаривать все звуки ребёнок начнёт только осле четырёх лет, когда мышцы артикуляционного аппарата окрепнут.
Часто встречается и другая крайность, когда родители совсем не участвуют в развитии речи своего малыша, считая,  что она сама по себе разовьётся. Они не читают детских книг ребёнку, не находят времени на обычные беседы с ним. Тогда возникает отставание в речи малыша, фразовая речь не развивается, словарный запас ограничен. При этом мыслительные способности ребёнка превышают его речевые возможности. Ребёнок не может высказать собственную мысль, подобрать правильное слово. В момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки. Вначале эти запинки несудорожного характера, но впоследствии они могут  перейти в стойкий дефект – заикание.
Чтобы избежать этого родители должны очень умел, постепенно развивать речь ребёнка (читать детские произведения, просить пересказать их, задавая наводящие вопросы при необходимости).
Также опасна для малышей и перегрузка впечатлениями, которые вызываю эмоциональное перенапряжение ребёнка. Впечатления эти могут быть как положительного характера, так и отрицательного. Но опять-таки, не все дети начинают заикаться, пережив сильную эмоциональную нагрузку. А для малыша, имеющего слабую нервную систему, даже катание на весёлой и быстрой карусели может быть опасно. Или постоянные скандалы родителей, строгие наказания, запугивания, побои у нервных и впечатлительных малышей вызывают заикание.
Кроме того, заикание возникает и по подражанию. Постоянно общаясь с заикающимися людьми, здоровый малыш начинает воспроизводить всё те же запинки.
Таким образом, можно сделать вывод, что часто виноваты сами родители в появлении заикания у ребёнка. А вот, что нужно делать при первых признаках данной речевой патологии вы почитаете в другой статье моего блога «Памятка родителям заикающихся детей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий